Версия сайта для слабовидящих

Размер шрифта: A A A
Цвет сайта:
Интервал между буквами: Обычный Средний Большой
 

ШКОЛА МИРА МИРОВ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К. Янгеля»

Цифровая гигиена

Печать
Соблюдать цифровую гигиену нужно всегда. В условиях использования дистанционных образовательных технологий это тема становится ещё актуальней. Предлагаем РОДИТЕЛЯМ прочитать статью о цифровой гигиене. Материал взят с навигатора для родителей растимдетей.рф
 
ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА
Экраны теперь сопровождают детей почти с рождения. Малыши смотрят мультфильмы, дети постарше — рубятся в игры, учат языки, сами звонят по Skype бабушкам и дедушкам. Подростки зависают в социальных сетях, читают фанфики и смотрят сериалы. А еще есть телевизор, игровые консоли и электронные книги. Сколько времени ребенок может проводить перед экраном и как сделать его «цифровую диету» более здоровой?
 
По данным отраслевого доклада «Детский рунет 2018», интернетом начинают пользоваться все раньше: в среднем в 4–5 лет. У 44% детей 5–7 лет есть собственный смартфон, в возрасте 8–11 лет таких уже 74%. Во многом эти тенденции связаны с развитием технологий и появлением нового поколения родителей, которые сами с детства пользуются интернетом.
Уже в возрасте 5–7 лет 39% времени в интернете дети проводят самостоятельно. К 8–11 годам этот показатель возрастает до 55%.
Чем старше ребенок, тем чаще он выходит в Сеть. Так, в 8–11 лет почти ежедневно (6–7 дней в неделю) интернетом пользуются 54% детей. Причем в выходные они проводят там заметно больше времени: 44% детей в возрасте 5–11 лет пользуются интернетом более 3 часов в день по выходным, тогда как в будни так много времени в Сети проводят только 17%. Так что, вопреки стереотипам, современные дети все же не используют гаджеты «круглые сутки».
Сколько можно?
Максимальное время, которое ребенок может проводить за экраном, зависит от возраста. В рекомендацияхАмериканской академии педиатрии детям с рождения до полутора лет смартфон и телевизор противопоказаны даже в фоновом режиме — в таком раннем возрасте это может негативно влиять на нервную систему малыша, способствовать задержке общего и речевого развития. Исключение можно сделать разве что для общения с родственниками в видеочате. Рекомендации для детей с 2 до 5 лет — не больше 1 часа в день суммарно за телевизором, компьютером, планшетом или смартфоном.
Что же касается школьников, в докладе Общества экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 2018 года отмечено, что оптимальное время, которое подростки могут проводить онлайн без негативного влияния на их здоровье и благополучие, — это 2 часа в будний день и 4 часа в выходной, однако это лишь ориентиры. Вопросы лимитов на экранное время должны определять сами семьи в зависимости от обстоятельств и потребностей.
Почему нужны ограничения
Когда маленькие дети (до 2 лет) используют экранные устройства, это происходит за счет живого взаимодействия между ними и родителями, бабушками-дедушками, а также за счет творческих игр, в которых они в этом возрасте нуждаются. Смартфоны и планшеты могут занять ребенка, но они не обеспечивают такую стимуляцию развития, которая нужна детям в этом возрасте — даже если эти устройства предоставляют образовательный контент. Более старшие дети могут получить некоторую пользу от образовательных приложений, большинство которых, однако, ориентированы на зубрежку и не имеют большой образовательной ценности.
Слишком много времени за экраном может иметь негативные последствия для физического здоровья детей. Даже если ребенок не слишком долго сидит у экрана, он все равно делает это вместо активных игр, и чем старше становится, тем менее активный образ жизни ведет. Использование гаджетов в позднее время суток сказывается на качестве сна, что может иметь долгосрочные последствия для здоровья и развития. Кроме того, избыток экранного времени может сказаться на многих важных навыках и свойствах характера. Например, на умении контролировать свое поведение или понимать мысли и эмоции другого человека.
Преодоление экранной зависимости в семье требует от родителей времени и усилий, в первую очередь — по изменению собственных цифровых привычек. Ведь нам нужно будет самим жить по той модели поведения, которую мы хотим предложить своим детям. Если мама или папа сами не в состоянии оторвать взгляд от своего устройства, их замечания для детей мало что значат, а только вызывают чувство несправедливости и протеста. Поэтому ограничить время нахождения перед компьютером или смартфоном придется всем членам семьи. И это хорошая возможность показать на собственном примере, какой может быть другая деятельность, не связанная с цифровыми технологиями.
Способы управления временем
По мере того как дети становятся старше, они испытывают все большее давление со стороны своих сверстников и друзей. Для них становится необходимостью быть на связи в соцсетях или многопользовательских играх. Поэтому важно как можно раньше начать говорить с детьми о том, как управлять своим временем в Сети. Конечно, идеальный вариант — с самого начала помочь детям сформировать здоровые привычки, чем потом сокращать экранное время принудительно. Вот несколько советов, как управлять экранным временем в доме.
Старайтесь, чтобы дети проводили у экранов как можно меньше времени, будь то телевизор, видео или интерактивные медиа, в том числе образовательные приложения. Если у вас есть старшие дети, объясните им, почему нужно ограничить экранное время для младших братьев и сестер.
Не используйте экранные устройства, чтобы занять или отвлечь детей, особенно маленьких. Если делать это часто, то детям будет потом трудно успокоиться без гаджетов.
Установите ограничения для всех типов устройств. Причем лучше иметь гибкие правила, вместо того чтобы разрешать определенное количество часов в день. К примеру, продолжительность экранного времени может быть разной в выходные, каникулы и будние дни. Дети могут «зарабатывать» свое экранное время — например, можно разрешать им играть после того, как сделана работа по дому и домашнее задание. Но не отнимайте у ребенка гаджеты в качестве наказания: это может усилить увлеченность ими.
Установите офлайн-зоны и офлайн-время — иными словами, договоритесь, где и когда экранные устройства не должны использоваться: в спальне, во время еды, уроков и общения с другими людьми, за час до сна. Обязательно следите за тем, что ваши дети смотрят и в какие игры играют. Для младших детей выбирайте медиа и приложения сами, старшим детям позволяйте использовать только тот контент, который вы одобрили.
Учитывайте и количество, и качество контента: старайтесь, чтобы дети использовали только качественные медиа, но при этом не забывайте управлять экранным временем в целом. Например, в Google Play и App Store есть подборки детских приложений и игр. В настройках смартфона или планшета можно указать возраст ребенка, ограничив возможность скачивания приложений, для которых он еще мал. То же самое относится к музыке, фильмам, книгам, подкастам, новостям и сайтам — можно настроить блокировку в зависимости от возрастного рейтинга.
На некоторых телефонах можно настроить опцию, при которой скачать или приобрести приложение можно только с функцией родительского контроля. Благодаря этому на детском устройстве будут появляться только те программы, которые одобрят мама и папа. Только не стоит скачивать детям «образовательные» приложения, где слишком много анимационных эффектов, звуков и картинок, — они вызывают быстрое переутомление.
Эффективность образовательных ресурсов наиболее высока, когда дети смотрят их вместе с родителями, — взрослые могут помочь лучше усвоить материал и расширить образовательный контекст. Кроме того, совместный просмотр — лучший способ вовремя заметить нежелательный контент. А когда вы не можете быть у экрана вместе с ребенком, убедитесь, что знакомы с содержанием всего, что он смотрит и во что играет.
Живое общение — на первом месте
Даже самые хорошие приложения не должны заменять для ребенка родителей, бабушек и дедушек. Особенно важно много общаться с ребенком в раннем возрасте — объяснять ему разные вещи, помогать познавать мир вокруг. Исследования показывают, что образовательные приложения действительно помогают ребенку получать новые знания, но живые люди учат детей эффективней.
Еще одной альтернативой интернету и гаджетам может стать экспериментальный «День без интернета». Конечно, этот день нужно наполнить интересным содержанием. Вечером можно обсудить и сравнить впечатления: было ли скучно? Трудно? Что порадовало? Частая практика совместных дней без использования интернета позволит найти новые интересные занятия и укрепить отношения между поколениями.
Помимо ограничений, можно внести интересные изменения в то, как семья пользуется «цифрой». Например, создать чат, в котором члены семьи будут общаться друг с другом и при необходимости делиться информацией о своем местоположении. Или настроить общий доступ к фотографиям, календарям, напоминаниям и облачному хранилищу. Можно даже завести общий семейный инстаграм. Такие нехитрые приемы способны сделать так, что и в Сети члены семьи будут ближе друг к другу.
 
Источники:
Информационный портал «Дети России онлайн»
Материалы доклада НИУ ВШЭ «Благополучие детей в цифровую эпоху» (2019)
Проект Hi-Tech Mail.ru
Интернет-издание Meduza
Текст: Игорь Александров растимдетей.рф
 

Актуально


Победа! 75 лет
Министерство просвещения Российской Федерации
 
Министерство образования Иркутской области
 
Официальный интернет-портал государственных услуг
 
 
Образовательный портал города Усть-Илимска
 
Дневник.ру
 
ГИА
ЕГЭ
НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР
Детский телефон доверия
 
Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»
Вcероссийский виртуальный концертный зал