ПРИМЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Печать
Примерные ориентиры нормального развития ребенка. 
Первыми какими-либо отклонениями в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые – родители и воспитатели. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позво­ляющие заподозрить нарушение темпа психического развития ре­бенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет от­ветственность за воспитание ребенка. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает ознаком­ление их с этими объективными и легко наблюдаемыми показате­лями (Гарбузов В. И., 1990):
К 1 году ребенок использует 7—14 слов, сосредоточенно зани­мается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (±2 мес.).
К 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка: что? кто?
К 2 годам словарный запас — 300—400 слов, основные вопро­сы ребенка: что это? кто это? Осваивает существительные, место­имения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельст­вует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, за­жав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. По­являются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
К 3 годам появляется вопрос вопросов — почему? Ребенок пе­ресказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящи­ми вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложнопод­чиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много, различает ле­вую и правую стороны. По одной характерной детали может уз­нать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона.
К 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с пред­метами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоцио­нален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
К 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подроб­ный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрос­лым предложение, способен к обобщению и подведению под по­нятие. Основной вопрос: почему? (У ребенка с ЗПР преобладают вопросы: что? где? куда?) Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40—50 мин.
К 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достиже­ние. Задает вопрос: зачем?
К 5 годам ребенок умеет назвать свою фамилию, имя, отчест­во, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться
конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать че­ловека со всеми основными частями тела.
С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принци­пе готов к обучению.
К 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребен­ку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруд­нений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифме­тические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ори­ентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею меж­ду головой и туловищем, одежду, обувь.
Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психо­моторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректи­ровать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить воз­никновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые дан­ным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа пси­хического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а ле­чебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует спе­циальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.
Резюме
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его после­дующая жизнь будет ущербной.
Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического раз­вития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными нача­лами человеческой культуры.
Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно нахо­дятся взрослые. Только психологически грамотная поддержка развития ребен­ка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможнос­тей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требу­ет бережного к себе отношения: создавая новые интенсивные программы раз­вивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индиви­дуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможнос­ти, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и лич­ности.
 
(Практическая психология образования. \ Под ред. И.В.Дубровиной. М., Просвещение , 2003г.)