РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ребенку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках в лесу, на даче, учили быть наблюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, попадающие в поле его внимания, давали возможность выполнять с этими предметами действия, трогать их, то словарный запас его все время пополнялся. Ребенок в пять лет должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления должны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким образом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребенка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей.
ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ.
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
К шести годам ребенок уже должен ориентироваться во времени; знать времена года, месяцы, дни недели. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов, когда слова предъявляются по порядку их следования в ряду; январь, февраль, март и так далее. Убедившись в прочности усвоения ряда, следует переходить к осознанному овладению понятиями времени. Закрепление названий времен года, месяцев, дней недели легко проводить в различных словесных играх, не требующих специального оборудования и подготовки. Во время прогулки, поездки, в любое свободное время предложите поиграть в игру типа «Называй по очереди»,а темами будут являться данные ряды слов. Например, вы называете первый месяц года, ребенок — второй месяц, вы — третий, и так до конца, пока все слова не будут названы. Затем очередность устанавливается по временам года: взрослый называет все зимние месяцы, ребенок — все весенние и так далее. Эти игры можно проводить с перекидыванием мяча. В повседневной речи тоже не надо забывать пользоваться словами, обозначающими время, тогда закрепление будет происходить и на непроизвольном уровне.
С полным текстом Вы можете ознакомиться во вложении